Ближний, средний и дальний свет
Часто мы привыкаем смотреть на мир только одним каким-нибудь способом. Кажется, что это «свойственно нам по характеру»: один, мол, пессимист, а другой оптимист, один тактик, а другой стратег и т.д.
На самом деле каждый из нас очень даже может переключаться с одного видения на другое. Важно сознательно попросить себя это сделать и как следует потренироваться. Это как разные светофильтры, или как очки с разными стеклами.
Попробуйте посмотреть на вещи так, как будто вы — бодрый супермен. А теперь — как будто вы старый унылый ослик Иа-Иа. А сейчас — как будто мы старушка-хранительница музея, для которой главное, чтобы было Красиво и Тихо. Сейчас будем обращать внимание только на эстетические критерии, а сейчас — на целесообразность; сейчас «выключим» слух и зрение и будем только пробовать или трогать, как это делают дегустаторы…
Таких фильтров может быть очень много. И они на самом деле помогают снять напряженность и однозначность.
Могу, хочу и надо
У каждого из нас есть эти три кучки: это я могу, это хочу, а это — надо.
Посмотрите на свои кучки. Подумайте, какие действия и занятия лежат в каждой из них.
А теперь попробуйте рассмотреть все занятия и все действия несколько раз, положите его то в одну кучку, то в другую. Почему это можно оставить в той или другой кучке? А может быть — что-то можно вообще убрать?
Техника позволяет ощутить большую свободу в обращении со своими обязанностями и желаниями. Может быть, вы откроете и кое-что удивительное.
Влезание в шкуру других
Это отдельная большая тема, связанная с развитием эмпатии.
Факт, что влезание в чужую шкуру помогает не только понять других, но и лучше осознать собственные привычки, паттерны общения, на время «прикинуться» (а значит — по-настоящему стать!) другим.
Существует множество техник, позволяющих влезть в чужую шкуру. Здесь приведу одну, самую простую и очевидную: попробуйте отделить человека от социальных ролей, которые он выполняет в нашем окружении.
Что я знаю о том, кто для меня является только рабочей функцией, — и наоборот, что дает миру тот, к кому я привык как к своему, близкому и родному? Нередко мы не видим, что наша мама — отличный врач, а наш начальник — человек, имеющий свои черты характера, не обязательно касающиеся его полномочий.
Уже и такая маленькая смена оптики очень помогает смотреть по-новому и вести себя чуть иначе.
(Есть и множество других техник, связанных с влезанием в шкуру другого, но о них я более подробно расскажу в другой раз).
Я в контексте
Если предыдущая техника помогает снять привычные контексты со знакомых нам людей, то здесь я предлагаю поразмыслить о том, в какие контексты вписываемся мы сами.
Где я в семейном раскладе? Что я такое в социальном контексте современной толпы, как меня можно было бы обозвать (хипстер, работяга…)? Где я нахожусь во времени моей жизни, что уже успел совершить, а что хотел бы сделать? Где я в контексте моих спадов и подъемов — в болоте, на локальной вершине, на подъеме, качусь под гору?
Очень полезно припомнить ряд своих дней рождения, ряд Новых годов (сравним модные и небесполезные флешмобы а-ля «вспомним себя в 2006 году» или «как я провел девяностые»). Кто были моими друзьями раньше и где сейчас эти люди? В каком обществе я находился раньше и в каком нахожусь сейчас, какова моя роль среди моих друзей? Где я в контексте года: только что отдохнул, нуждаюсь в отдыхе, посреди большого рабочего проекта, во временном простое, после неудачи или удачи? В каком состоянии находятся мои дела по разным шкалам (семья, творчество, работа, любовь)? Как я веду себя «в музее и библиотеке» — как часть текущих через меня культурных традиций (с поиском на краях и неожиданного) — и какую традицию (не ведая о том) я насаждаю сам? Наконец, что от меня останется, если я сегодня умру? Что я сделаю, если узнаю, что у меня есть только один день, месяц, год, пять лет жизни?
При кажущейся банальности и «флешмобности» подобные упражнения не бесполезны именно в плане контекста. Не будем ждать от них откровений, но могут проясниться некоторые интересные факты.